Опубликована в журнале "Боевые искусства и цигун"
Всем известно, что "нунчаку" слово японское, а значит и
оружие японское1. И хотя из книги в книгу и из статьи в статью кочует давно
переставшая быть оригинальной фраза типа "эта форма оружия была известна во всем
мире", все-таки ничего, кроме японского (а точнее окинавского) варианта нунчаку
не демонстрируется.
Мне посчастливилось изучать три школы владения этим
оружием: в окинавском кобудо (еще в далёкие запретные времена), в Шоу Дао (с А.
Н. Медведевым), в филиппинской технике Арнис.
Безусловно, что существуют и другие школы, например, в
Китае или во Вьетнаме, но там нунчаку не имеет такой популярности. Исключением
является, пожалуй, Корея. Так, манера владения нунчаку в Хапкидо стоит между
японской и филиппинской. То, что техника проистекает из свойств оружия - это
аксиома, потому необходимо рассмотреть форму каждого из вариантов:
Окинавский нунчаку. Изготавливается из твердых и тяжёлых
пород дерева. Длина от локтевого сгиба до средней фаланги среднего пальца. Длина
верёвки приблизительно равна ширине ладони. Форма палок как правило - утолщённая
к концу (у верёвки тоньше). Палки редко бывают круглыми, они, как правило,
гранёные, с 6-ю, 8-ю или 12-ю гранями.
Филиппинский нунчаку - табак тойок, изготавливается из
древесины пальмы ратан, на тагальском - йанток, её ещё называют "индейский
тростник". Ратановые палки лёгкие и прочные. Они могут быть или цилиндрической
формы (такими палками дрался Брюс Ли в "Игре смерти"), или с утолщением к концу.
Длина верёвки не менее 2-х ладоней и может достигать длины одной палки. Длина
палки от локтевого сгиба до сгиба запястья.
Шоудаосский вариант (относится к оружию типа дерево-вода).
Могут быть разные варианты, но один из более оригинальных это короткие
(приблизительно 2 кулака) палки с длиной верёвки равной 2-м предплечьям2. Часто
бой ведётся хватом за верёвку.
Форма и свойства оружия диктуют способы его использования и
накладывают свой отпечаток на методы управления этим оружием.
Тяжёлые окинавские нунчаку часто используются как одна
палка, когда обе палки зажаты в одной руке. Нередки использования различных
вариантов хватов двумя руками. В этих хватах наносятся оригинальные тычковые
удары тонкими концами в глаза, горло, пах. Проносные и секущие удары наносятся
теми же концами, что является порой абсолютно неожиданным. Наносятся удары также
и толстыми концами, когда одна палка берётся за тонкий конец, а вторая за
толстый. Работа ведётся как простой палкой. Используются также различные рычаги
и зажимы, в основном против захватов и на ближней дистанции. В целом работа
достаточно скупа и рассчитанные тяжёлые проносные и взвешенные удары преобладают
(в боевом варианте) над инерционными раскрутами. Применяются очень характерные
для Окинавы жёсткие встречи атак оружием. Работа нунчаку подразумевает также
использование традиционных ударов ногами, особенно на возвратном движении палки.
Предполагаю, что возможно также использование захватов свободной рукой, но в
окинавском варианте мне это видеть не приходилось.
Филиппинская техника табак тойок намного легче и подвижней.
И этому есть свое простое объяснение - палки почти вдвое легче окинавских. Здесь
вовсю используются раскруты, короткие хлёстовые удары, хотя и стратегических
ударов, аналогичных окинавским, предостаточно3. Бой очень подвижен и может
вестись в любом положении - лёжа, сидя и в стойке. Применяются особые прыжки или
скорее выпрыгивания с молниеносным нанесением серии ударов. В филиппинской
технике вовсю используется свободная рука, которая не только захватывает, но так
же активно наносит удары или контролирует движения противника, особенно на фазе
сокращения дистанции. Филиппинская техника характеризуется лёгкостью перемещений
и смен уровней. Палки всегда находятся в движении и именно в филиппинском, а не
в окинавском, вопреки распространённому мнению, варианте создаётся непробиваемое
поле4.
В Шоу Дао возможны любые варианты техники. Но наравне с
вышеперечисленными используется также методы, когда оружие вписывается в
облачное движение рук и конечности противника "вязнут в мясорубке". Инерционные
раскруты применяются реже. Зато разработанных входов, защит, зажимов, замков и
рычагов, а также оригинальных ударов на ближней дистанции существует огромное
количество. Примеры техники Шоу с оружием типа дерево-вода можно увидеть в книге
"Тайные кланы язычество и рукопашный бой" и в фильме "Уловки и техника шпионов
средневековья и наших дней". Технику инерционных раскрутов в моих фильмах -
"Сила кругов 1" и "Сила кругов 2".
Однако при всём различии манер ведения боя нунчаку, сходных
моментов явно больше. Основы основ этого оружия - это правильный, хорошо
сконцентрированный, или, если хотите, скоординированный удар. При этом следует
учитывать, что простой мах, пусть даже с гулом рассекаемого воздуха, который,
кстати, разительно отличается от киношного, еще абсолютно не означает наличие
удара. Любая из ударных техник нунчаку, будь то короткие, проносные, с закрута
или взвешенные, имеют чёткое правило: палка не должна застревать в цели. Бить
концом (лучше гранью), свободно проходить сквозь цель или возвращаться обратно
по необходимости, но при этом она не должна отскакивать от цели бесконтрольно. И
здесь вопрос об управлении движения ставится во главу угла.
Словами это объяснить трудно. Надо прочувствовать. Самый
простой и надёжный способ - это наносить удары максимально разнообразные. В
окинавских школах ученики наносят удары по шесту, который держит партнёр, в
современных школах Арнис - по автомобильным покрышкам (очень удобно), в Шоу Дао
по деревьям (ещё более удобно). Я рекомендую пробовать все три способа. Одно
условие - бить сильнее. Скорее всего, в начале палки будут отскакивать и будут
плохоуправляемы, но как показывает практика, после 2-3 тысяч ударов палки
проходят сквозь цель как сквозь масло5, создавая максимально разрушительный
эффект.
Отмечу, что красивые инерционные раскруты не всегда
позволяют нанести чёткий и сильный (имеется ввиду действительно сильный) удар.
Безусловно, все эти "красивости" нужны, и работать с ними надо, ибо они -
пожалуй, лучшее средство к пониманию управления движением нунчаку. Но следует
иметь вышесказанное и строить свою технику, исходя из принципов реальности и
естественности.
http://www.nunchaku-do.com/artc09_r.htm