Все эти изыскания были закреплены в правилах соревнований,
разработанных в 1933 году Ощепковым, его учеником А. Н. Рубальчиком и
несколькими спортивными специалистами. В качестве разрешенных там указывались не
только японские, но и приемы финско-французской и вольно-американской борьбы в
партере, а в стойке, помимо бросков, из этих двух видов спортивных единоборств
еще из швейцарской и кавказской.
Работы Спиридонова и Ощепкова, также как и работы многих
других русских специалистов создали фундамент, на котором было построено самбо.
Основателем же единоборства, которое мы сейчас называем самбо, является А. А.
Харлампиев. Спиридонов В. А. и тем более Ощепков В. С. самбо не создавали,
каждый из них создавал свою собственную систему. Если Спиридонова В. А. еще
можно было бы отнести к основателям самбо, т. к. он разработал многие принципы,
на основе которых было построено самбо, то Ощепков В. С. всю жизнь оставался
дзюдоистом и создавал свою систему на принципах дзюдо. Он был категорически
против самой идеи создания своего отечественного вида борьбы.
В чем заслуга Харлампиева А. А.? Он раскрыл законы, которые
позволили, собранную к тому времени, огромную, более 5000, кучу приемов
превратить в очень стройную систему. Харлампиев А. А. открыл механизм, некий
алгоритм, позволивший невероятное разнообразие систем единоборств свести к
чему-то единому, цельному, осмысленному и главное качественно новому, что
привело к появлению некого нового и на этот раз воистину универсального вида -
самбо.
А теперь рассмотрим вопрос: почему японцы взялись за
модернизацию, а точнее создание нового современного дзюдо и как они это делали?
С конца 50-х годов самбо выступило на международной арене,
как конкурент дзюдо. В 1957 году борясь с венгерскими дзюдоистами, наши борцы в
двух товарищеских встречах одерживают убедительную победу с общим счетом 47:1.
Через два года самбисты повторили свой успех, уже во встречах с дзюдоистами ГДР.
Состязания проходили по компромиссным правилам в различных вариантах. В
некоторых случаях обе стороны отказывались от приемов, запрещенных в одном из
видов борьбы (самбисты - от болевых на ноги, дзюдоисты - от удушений), в других
ситуациях эти приемы допускались, но дзюдоистам так и не удалось добиться
успеха. В преддверии олимпийских игр в Токио, наши самбисты, борясь по правилам
дзюдо, разгромили сборную Чехословакии, потом победили чемпионов Европы по
дзюдо, сборную Франции. Разволновавшиеся японцы привезли в Москву членов сборной
олимпийской команды Японии по дзюдо. С большим трудом эти обладатели высоких
данов сумели получить командную победу над нашими новобранцами. Было очень
показательно, что право выступать на олимпийском татами предоставлялось только
тем японским спортсменам, которым в московском матче удалось выйти победителями.
Ежегодник Федерации дзюдо США опубликовал статью, 5-го дана
дзюдо Дона Дрегера с многозначительным заголовком: "Самбо - угроза, нависшая над
дзюдо". Дрегер писал так: "Дзюдо - пройденный этап для самбистов. Они очень
быстро и просто освоили дзюдо. Я не хочу на этом подробно останавливаться, но вы
должны знать, что самбисты после 4-6 месяцев подготовки могли успешно бороться с
обладателями 4-го дана (заметьте, что при этом они были ограничены непривычными
для них правилами дзюдо)...
Самбо - это вызов дзюдо. До сих пор дзюдо "воображало" о
себе слишком много. Окружившись баррикадами японских традиций оно чувствовало
себя в безопасности.
Теперь в этом узком спортивном мире появилась новая форма
борьбы, такая как советское самбо, которое открывает неожиданный факт: дзюдо не
совершенно, оно имеет множество болезней и с точки зрения современного отношения
к спортивным соревнованиям требует внимательного исследования и изучения".
Осознав силу самбо и слабость дзюдо, японцы взялись за
дело. Они организовали обмен тренерами и спортсменами. Кодокан попросил выслать
учебный фильм и соответствующую литературу по технике самбо. Японцы стали одними
из первых, кто перевел на свой язык, вышедшую в 1949 году книгу Харлампиева
"Борьба самбо". Япония стала третьей страной в мире после Болгарии и Монголии,
создавшей у себя федерацию борьбы самбо. Процесс использования самбо для
улучшения дзюдо пошел полным ходом. Этот процесс идет до сих пор, дзюдоисты
всего мира все чаще используют технику самбо, для достижения победы в
соревнованиях по дзюдо.
Под влиянием самбо в дзюдо были введены весовые категории,
а это уже показатель коренного изменения самой идеологии дзюдо. Эта смена
идеологии и привела к появлению современного дзюдо так похожего на наше самбо.
http://istina.rin.ru/fight/text/2724-7.html