В 1911 г. в Москве группа любителей начала заниматься
боксом. Русский бокс имел непосредственную преемственную связь с русским
кулачным боем. Характерно, что первые чемпионы России - Павел Никифоров, Нур
Алимов (Кара Малай) и др. были сильнейшими кулачными бойцами. На основе приемов
русского кулачного боя складывается техника и тактика первых русских боксеров
(Градополов. С.16-20.).
В технике русского рукопашного боя, как в ее
борцовском разделе, так и кулачном, были известны все ключевые технические
действия известные европейским видам состязательного и прикладного боя. Кроме
того, многие технические действия перекочевали в европейские виды спортивных
единоборств. Так, например, советскими борцами в греко-римскую и вольную борьбу
были привнесены броски через плечи (мельница) (Спортивная борьба. С.26,68.). Эти
броски хорошо известны русской борьбе, откуда вероятнее всего они попали в
самбо. В советской школе бокса известен традиционный удар русского кулачного
боя: боковой удар с размаха вытянутой рукой. В современной тактике боя этот удар
(только левой рукой) применяется лишь как ложный при подготовке атаки
(Градополов. С.29.). Сравнительный анализ народных видов борьбы и кулачного боя
со спортивными единоборствами, в целом, говорит о единстве технической базы. Во
всех народных и современных европейских видах спортивных единоборств применяются
ключевые дейст ия, которые нами классифицированы и систематизированы далее.
Причем необходимо отметить, что к этим выводам мы пришли первоначально
эмпирическим путем, а затем подвергли данные логическому анализу получив
естественную классификационную схему техники русского рукопашного боя,
приемлемую для познания любых традиционных европейских видов единоборств.
В годы советской власти народные состязания
воплотились в спортивных видах единоборств. Советский спорт, став поистине
общенародным явлением, вытеснил традиционные рукопашные состязания. Рудиментом
состязаний, сохранившимся до 90-х годов XX века, стал стеношный бой. В первые
годы советской власти элементы традиционных рукопашных состязаний вошли в
программу обучения Всеобуча, формируя советскую школу спортивных видов
единоборств. Красноречивым примером может послужить история складывания
советской школы бокса (Градополов. Бокс., Градополов. Воспоминания боксера.) и
спортивных видов борьбы (Спортивная борьба, Харлампиев.). Таким образом,
народные состязания нашли себя в новом спортивном качестве.
Прикладной бой, являвшийся практическим продолжением
традиционных видов состязаний, также привлек к себе внимание. В. И. Ленин писал:
"Всякий энергичный человек с 2 - 3 товарищами сумеет разработать целый ряд таких
правил и приемов, которые надо составить, разучить, упражняться в их применении"
(Ленин. С.389.). По указанию В. И. Ленина дружинники и отряды революционных
армий начали заниматься боевой и физической подготовкой. В ряде мест шло также
обучение и приемам самозащиты. Занятия обычно проходили за городом, на лесных
полянах. Приемы в этих кружках изучались в порядке обмена опытом (Харлампиев.
С.13.). Элементы прикладного рукопашного боя вошли в многочисленные пособия и
наставления по рукопашному бою для армии. Сравнительный анализ техники боя,
изложенной в этих пособиях, с другими видами единоборств показывает ее
отечественное происхождение. Удары руками идентичны ударам в боксе и русском
кулачном бое. Техника борьбы идентична спортивной и русским видам борьбы.
Техника ударов ногами отличается своеобразностью, присущей русскому прикладному
рукопашному бою, и несколько отличается от техники ударов ногами во французском
боксе (Charlemont, Тарас. ), и тем более в восточных видах единоборств. Также
встречаются многие элементы, присущие народной традиции прикладного боя,
например, удар головой и т.д.. В этот период в технику прикладного боя начинают
проникать элементы восточных видов единоборств, которые образуют технический
сплав с традиционным прикладным боем ( См. Волков.). Армейские системы этого
направления превратились, в так называемое, боевое самбо. Прикладные системы в
60-х годах были засекречены, в результате чего практически полностью утеряны
(Медведев. С.401.). Выжить удалось только боевому самбо.
В начале 90-х годов, с возрождением интереса к
единоборствам, появляется несколько версий армейского рукопашного боя, в
соревновательных стандартах которого возможно применение элементов различных
видов спортивных единоборств. Армейский рукопашный бой, с некоторой
модернизацией, впитал в себе дух и традиции отечественного прикладного боя.
В этот же период появляются различные псевдорусские
направления рукопашного боя, под общим названием "русский стиль":
славяно-горицкая борьба, кулачный бой Грунтовского, воронежский кулачный бой и
т. д. Анализ функциональной модели боя этих видов единоборств показывает их явно
искусственное происхождение и необоснованность теоретической базы.
Современной адаптацией функциональной модели русского
рукопашного к современным спортивным условиям являются разработки Тамбовской
областной культурно-спортивной организации "Борсек", где восстановлены как
традиционные виды состязаний, так и прикладной рукопашный бой.
В Татарстане под патронажем президента Шаймиева с
90-х годов успешно развивается, как вид спорта, борьба "курэш"(Алямов.) -
известная русским как борьба на поясах.
Отношения властей к традиционным рукопашным
состязаниям было во все времена отрицательным. Церковь считала всякие народные
забавы, в том числе и состязания в кулачном бою остатками языческих обычаев и
всячески с ними боролась. Правило вошедшее в Кормчую книгу карало отлучением от
церкви каждого, кто будет замешан в такого рода забавах. В 1551 г. был запрещен
кулачный бой наравне с другими "игрищами эллинского бессования". В запрещении,
которое вошло в наказные списки соборного уложения - Стоглава, указывается,
чтобы: "то эллинское бессование... попрано было до конца". Однако все эти
запреты не имели действия. Власти, бессильные искоренить народные кулачные бои,
пытаются ограничить их масштабы. Так, 21 июля 1726 г. Екатериной I был издан
указ "О небытии кулачным боям без позволения полицмейстерской канцелярии". В
указе говорилось о том, что желающие участвовать в кулачных боях, обязаны
выбрать представителей, которые должны сообщать в полицию о месте боя и отвечать
за его порядок. Так же говорилось, чтобы у бойцов никакого оружия и прочих
инструментов для увечного боя не было, и во время боя чтоб драк не было; и кто
упадет - лежачего не бить.
Указ о повсеместном и полном запрещении кулачных боев
был включен в свод законов Николая I в 1832 г. В томе 14, часть 4 - я, статья
180 кратко говорит: "Кулачные бои как забавы вредные вовсе запрещаются" (ПСЗРИ.
Т.XIV. Ч.4. Ст.180.). То же дословно было повторено и в последующих изданиях
этого свода законов. Этот закон долгое время препятствовал распространению в
России бокса. Так в 1913 г. административными властями было запрещено проведение
публичных соревнований по боксу на первенство Петербурга. На его основании не
разрешалось вводить бокс в официальную программу спортивных обществ (Градополов.
Бокс. С.16.). Но, несмотря на все запреты, кулачные бои продолжались. Так, по
свидетельству Назимова: "мудрено ли было арзамасскому градоначальнику, т. е.
городничему, справиться при помощи 10-15 будочников и даже полной инвалидной
команды в 30 или 40 человек со сборищем бойцов... до 500 человек" (Назимов.
С.80-81.). Описывая кулачные бои в Тамбове В. Н. Давыдов пишет: "...Полиция не
вмешивалась в бой. Да и что она могла поделать с толпой в несколько тысяч?"
(Давыдов. С.108-109.). В годы советской власти кулачный бой стал подвергаться
общественному осуждению (Кретова). Русский рукопашный бой и армейский рукопашный
бой, как отечественные системы прикладного и состязательного боя, могут и должны
занять достойное место в системе военно-патриотического воспитания молодежи.
http://hand-to-hand.ru/ie.php4?u=z6