В 1935
году был организован “Всеяпонский комитет по каратэ", который принял решение
построить в Токио первое в Японии додзё каратэ. Автор проекта — архитектор
Тосима начал строительство додзё в районе Дзёсигая уже летом, а в начале 1936
года Фунакоси в возрасте шестидесяти восьми лет (!) впервые открыл его двери. В
знак уважения к своему мастеру ученики Фунакоси назвали это додзё “Сётокан” (“Додзё
мастера Сёто”) по литературному псевдониму Фунакоси. Символом нового додзё, а
потом и всего стиля стал Тигр. Каким образом связаны между собой название нового
додзё (и стиля) и образ Тигра? В настоящее время существует две основных версии
возникновения этого мон.
1.
Согласно первой версии, образ Тигра связан с воспоминаниями Фунакоси Гитин о
годах его юности на Окинаве. Сам Фунакоси пишет об этом следующее:
“Меня
часто спрашивают, как я выбрал себе псевдоним “Сёто”, ставший названием нового
додзё. Слово “сёто” в японском языке означает буквально “сосновые волны” и не
имеет какого-то скрытого тайного смысла. Тем не менее, мне хотелось бы
рассказать, почему я его выбрал. Мой родной город Сюри окружён холмами, которые
покрыты густыми лесами из криптомерий (японских сосен) и других субтропических
растений. Среди холмов лежит гора Торао, принадлежащая барону Тёсукэ Иэ, который
после моего приезда в Токио стал одним из моих первых покровителей. Слово
“торао” в переводе означает “хвост тигра” и особенно подходит в данном случае,
потому что гора была очень узкой и так густо заросла криптомериями, что
действительно напоминала хвост тигра, если смотреть на неё издали. В свободное
время я любил прогуливаться вдоль горы Торао. Особенно хорошо было гулять ночью
в полнолуние или при ясном небе, когда было светло от звёзд. В такое время, если
подует лёгкий ветерок, можно было услышать шорох сосен и постичь всепоглощающую
тайну бытия. Для меня этот шорох был божественной музыкой.
Поэты
всего мира воспевают в своих стихах таинство леса. Меня всегда влекло то
завораживающее одиночество, которое символизирует лес. Моя любовь к природе
была, вероятно, особенно сильной, потому что я был единственным сыном в семье и
слабым ребёнком в детстве. Однако после сказанного было бы преувеличением
считать меня нелюдимым. Тем не менее, после тяжёлой тренировки я больше всего
любил гулять в одиночестве…
…я
занимался каратэ уже несколько лет и, чем глубже я познавал это искусство, тем
больше проникался его духовной сущностью. Наслаждаться одиночеством, слушая
шелест ветра в верхушках сосен, по-моему, есть лучший путь к достижению
спокойствия разума, столь необходимого в каратэ. Это было частью моей жизни в
раннем детстве, и я решил, что лучшего псевдонима, чем “Сёто”, для моих стихов
мне не найти. Прошли годы, и мой псевдоним стал известен больше, чем имя, данное
мне родителями при рождении. Часто случалось, что люди меня не признавали, если
я не добавлял к своему имени Фунакоси псевдоним Сёто”.
Изображение Тигра, которое обычно используется, как символ Сётокан каратэ ( это
традиционный китайский образ, который означает, что “тигр никогда не спит”. Этот
образ символизирует “постоянную готовность бдительного тигра и ясность мирного
сознания”, которые мастер Фунакоси испытывал, слушая шелест сосновых волн на
горе Торао. Фунакоси сам выбрал этот символ, вспоминая о своей юности.
2.
Согласно второй версии, этот символ был создан художником Косуги Хоан, который
был одним из первых учеников Фунакоси в Токио. Именно Косуги удержал Фунакоси в
столице и подал ему мысль о создании первого учебника по каратэ.
Косуги
был хорошо известен в кругах интеллигенции и возглавлял организацию художников
“Клуб Тополей Табата”. Когда Косуги обратился к Фунакоси с просьбой написать
книгу о каратэ, он обещал будущему автору, что лично оформит её и придумает
рисунок на обложку. Слово своё он сдержал, и первая книга Фунакоси была
иллюстрирована рисунками Косуги, а её обложку украсило знакомое теперь всем
каратэка Сётокан и Сётокай изображение тигра.
Идея
этого символа возникла у Косуги из выражения “Тора но маки”, которое в Японии
обозначает официально написанный документ по какому-то искусству, используемый
как источник для его изучения. Так как ранее книг о каратэ не существовало,
Косуги Хоан сказал Фунакоси, что его первая книга является “тора но маки” по
каратэ. Однако слово “тора” также означает “тигр”, поэтому Косуги выбрал
символом каратэ Тигра и нарисовал его на обложке книги.
Сегодня
невозможно определить, какая из версий возникновения мон является более
предпочтительной. Правдоподобны обе версии. Важно другое: найденный образ очень
ярко отражает лучшие боевые и нравственные принципы стиля Сётокан.
dao.tomsk.ru