Статей на сайте [17561]
ГлавнаяНовостиСтатьиПартнерыМагазинФорумКарта сайта
Айкидо
История
Техника
Клубы, залы
Персона
Статьи
Джиу-Джитсу
История
Техника
Бразилия
Клубы, залы
Разное
Дзюдо
История
Персона
Приемы
Статьи
Разное
Капоэйра
Персоналии
История
Техника
Статьи
Карате Ашихара
История
Персона
Техника
Статьи
Клубы и залы
Карате Киокушин
Персоналии
Техника
Клубы, залы
Ката
Статьи
Карате Шотокан
История
Приемы
Ката
Персона
Разное
Карате Эншин
Статьи
История
Техника
Клубы и залы
Кикбоксинг
Правила
Техника
Статьи
Кунг Фу (Ушу)
История
Статьи
Техника
Стили
Ушу Тайцзи-цюань
Книги
Мастер-класс
Удары руками
Удары ногами
Растяжка, гибкость, шпагат...
Мастер-Класс
Оружие
Меч
Дерево (нунчаку, тонфа, бо ....)
Разное
Русские стили
Самбо
Кадочников
Слав. Гориц. Борьба
Буза
История
Статьи
Техника
Разное
Самооборона
Для женщин
Техника
Оружие
Статьи
Клубы, залы
Книги
Таеквондо
История
Техника
Хапкидо
Статьи
Разное
Обзоры сайтов
Разное
Добавить статью


История. Часть 3

ИСТОКИ ЯПОНСКОЙ БОРЬБЫ
Борьба без оружия - вероятно, самое древнее боевое искусство на Земле. Еще до того, как человек взял в руки камень или палку, он уже умел бить кулаками, пинаться ногами, кусаться и царапаться.
Истоки японского искусства ближнего боя теряются в дымке времен. Уже в древнейших мифологическо-летописных сводах «Кодзики» (712 г.) и «Нихонги» (720 г.) имеются упоминания о тикара-курабэ, или «состязаниях в силе», - рукопашных поединках не на жизнь, а на смерть с использованием всех известных в те времена приемов: ударов руками и ногами, бросков, выкручиваний рук, удушений. Богатырским поединкам такого рода придавалось большое значение. Так, согласно мифам, именно в поединке между богами Такэмикадзути и Такэминаката решался вопрос о том, кто должен владеть землей Идзумо.
В «Нихонги» содержится колоритный рассказ о поединке двух силачей, который произошел якобы в 230 г. до н.э. Придворные доложили тогдашнему государю, что «в деревне Тайма есть доблестный муж по имени Тайма-но Кэхая», который «обладает огромной физической силой и может ломать рога и выпрямлять крюки» и утверждает, что нигде не на свете нет богатыря, который смог бы одолеть в схватке не на жизнь, а на смерть. Император поинтересовался у своих приближенных, нет ли еще такого силача, что смог бы посоперничать с Кэхая. И тогда один из министров сообщил, что «в стране Идзумо есть доблестный муж по имени Номи-но Сукунэ», который мог бы сразиться с богатырем из Тайма. В тот же день государь послал за Номи-но Сукунэ и повелел ему биться с Тайма-но Кэхая. «Мужи встали супротив друг друга. Оба подняли ноги и пнули друг друга. И Номи-но Сукунэ сломал ударом ребра Кэхая, и еще раз ударил и сломал ему поясницу, и так убил его. Посему земля Тайма-но Кэхая была захвачена и целиком отдана Номи-но Сукунэ», - сообщает «Нихонги» (перевод А.Н. Мещерякова).
Сумо
Победитель этого боя, Номи-но Сукунэ, исстари почитается как родоначальник борьбы сумо. С VII в. состязания по сумо стали проводиться при императорском дворе. По «Нихонги», в 642 г. императрица Когёку повелела устроить борцовские поединки для увеселения посла из корейского государства Пэкче.
В них приняли участие воины дворцовой стражи и корейцы. В 682 г. при дворе прошел турнир богатырей из племени хаято. А император Сёму (724-749) положил начало традиции проведения в 7-й день 7-й луны регулярных турниров по сумо, приуроченных к Танабата, празднику окончания полевых работ и начала осени.
Полагают, что сумо издревле было тесно связано с земледельческим культом. Поединки устраивались для гадания о качестве будущего урожая, увеселения и умилостивления ками – японских духов и богов. Такое ритуальное сумо до сих пор сохраняется в некоторых районах Японии. Например, во время турнира в святилище Оямадзуми в преф. Эхимэ лучший борец разыгрывает пантомиму, изображающую схватку с духом рисового колоса. На турнире в г. Сакураи в преф. Нара борцы схватываются в грязи рисового поля. В святилище Инари в г. Хигасиканэ борются саотомэ – девушки, сажающие рис. Даже древнее название сумо - «сумаи» - связывают с окончанием уборки риса - сумаи.
В 821 г., в правление императора Сага (809-823), в «Уложение о придворных церемониях» был внесен параграф о турнирах сумо сэтиэ. Состязания сумо сэтиэ рассматривались как обряд умилостивления ками во имя благополучия страны и богатого урожая, а также как форма гадания о качестве урожая. Кроме того, на них отбирали воинов для охраны государственной сокровищницы, телохранителей членов императорской фамилии и т.д. За два-три месяца до турнира во все провинции для выявления достойных претендентов направлялись офицеры правой и левой дворцовых страж. Они оповещали о состязаниях, наблюдали за отборочными соревнованиями. Чемпионат проходил в течение одного дня на территории дворца и обставлялся весьма торжествен­но. Его открывало яркое шествие колонны из трехсот борцов. Приблизительно за десять дней до турнира проводились предварительные схватки, во время которых оценивали силы борцов, определяя очередность выхода во время парада. Во время соревнований борцы выступали двумя командами — от правой и левой страж. Схватки проводились на ровной песчаной площадке. Четких правил первоначально не было, и борцы кроме бросков использовали удары руками и ногами, но постепенно наиболее опасные приемы были запрещены, сложился стандартный набор бросков, толчков, сваливаний, почти идентичный современному. Техника была довольно проста, и упор делался на силу. Победа в схватке присуждалась борцу, бросившему противника наземь. Поэтому в партере борьба не велась и соответственно не изучалась. Судили поединки военные чиновники, а в качестве верховного арбитра выступал сам император. Турниры сумо сэтиэ проводились ежегодно, первоначально в середине 2-й декады 7-й луны, позднее в 8-ю луну. Последний такой турнир состоялся в 1174 г.
Постепенно наметилось размежевание ритуально-спортивной и боевой борьбы. Благодаря участникам сумо сэтиэ, которых двор разогнал в 1174 г. ритуально-спортивный вариант получил распространение среди сельских борцов. А боевое сумо, включавшее различные удары ладонями, кулаками и ногами, развивали самураи, готовившиеся к рукопашным схваткам на поле боя. На его ос­нове XI-XII вв. постепенно складывается искусство борьбы в доспехах ёрои кумиути.
Ёрои-кумиути
Примерно с Х в., параллельно со становлением военного сословия самураев, начало складываться искусство борьбы в доспехах - ёрои-кумиути (кумиути, ёрои-гуми, каттю-гуми). Наивысшего расцвета оно достигло в конце XII–XIII вв.
На технический арсенал ёрои-кумиути оказали влияние конструктивные особенности тяжелых японских доспехов оёрои и своеобразный дуэльный кодекс, которому следовали самураи в этот период. Этот кодекс предписывал воину на поле боя сражаться с достойным противником по определенным правилам, один на один, на глазах у бойцов обеих армий. Участие в таком поединке вне зависимости от его исхода рассматривалось как подвиг и гарантировало воину и его семье славу и вознаграждение со стороны сюзерена. По этой причине битвы между двумя армиями самураев иногда превращались в грандиозные турниры, распадавшиеся на сотни дуэлей между конными высокоранговыми воинами, которые либо стреляли друг в друга из луков с коней на скаку, либо схватывались в стиле кумиути. Часто борцовская схватка следовала за перестрелкой из луков, если она не выявляла победителя.
Стиль ёрои-кумиути XII-XIII в. характеризовался тем, что бойцы часто начинали поединок, сидя в седле. Сблизив коней, они схватывались друг с другом, стараясь прижать голову противника к луке своего седла и отрезать ее ножом. Сцепившись, бойцы часто вместе падали и продолжали бой на земле в положении лежа, так как тяжелые доспехи в сочетании с действиями и весом противника не давали им подняться на ноги. Вот несколько характерных примеров из «Сказания о доме Тайра»: «Сацума-но Ками… славился своей силой и к тому же был чрезвычайно подвижен и ловок, поэтому, сжав Тададзуми, он стащил его с коня, нанеся ему два удара ножом, пока тот еще был в седле, а потом еще один, после того, как он упал. Первые два удара попали в панцирь и не смогли пробить его, но третий удар ранил в лицо, хотя и не был смертельным».
 «Поравнявшись, они схватились и оба грузно рухнули на землю. Иномата славился силой во всех восьми землях Востока. Говорили, что он с легкостью ломает оленьи рога у самого основания. Моритоси, в свой черед, был такой богатырь, что способен был в одиночку столкнуть на воду или поднять на берег лодку, которую сдвинуть с места или столкнуть на воду смогли бы разве что шестьдесят или семьдесят человек! Он сгреб Иномату в охапку и сдавил его с такой силой, что тот не мог шевельнуться. Прижатый к земле, Иномата старался дотянуться рукой до ножа, но пальцы онемели и ему не удавалось сжать рукоять. Он пытался вымолвить слово, но Моритоси давил его мертвой хваткой, и слова застревали в горле. Иномата уже приготовился к тому, что сейчас ему снимут голову, но хоть он и уступал Моритоси в силе, зато духом был тверд, и потому, через силу набрав в грудь воздух»... запросил о пощаде.
Тем временем подъехал закадычный друг Иноматы Сиро Хитоми. «Сперва Моритоси не спускал глаз с обоих своих врагов, но по мере того как всадник, скакавший во весь опор, все приближался, он только на него и смотрел и невольно упустил из вида сидевшего рядом Иномату. А тот, улучив мгновение, когда Моритоси отвернулся, внезапно вскочил и с громким криком изо всех сил толкнул Моритоси в грудную пластину панциря, так что Моритоси кувырком полетел назад, в жидкую грязь заливного поля. Не успел он подняться, как Иномата с размаха прыгнул на него сверху, выхватил нож, висевший у пояса Моритоси, трижды ударил его - глубоко, насквозь! - и мощным ударом снял-таки голову Моритоси».
Техника боя в стойке во многом походила на сумо - те же толчки и сваливания. И это легко объяснимо: тяжесть доспехов с успехом заменяла искусственно нагнанный жир сумоиста. Да и громоздкие, похожие на коробки панцири мешали брать удобный захват. При случае воины могли использовать и удары руками и ногами, но только как вспомогательное «оружие» - о доспехи противника было проще отбить руку или ногу, чем нанести какой-нибудь вред.
Большое значение имели, конечно же, физическая сила, выносливость и вес борца, однако главным залогом победы уже стало владение специальными приемами борьбы. Главным в ёрои-кумиути было правильное использование бедер и силы конечностей. Достигалось это при помощи специального обоюдного симметричного захвата, пришедшего из сумо, который назывался «ёцу-гуми». В ёцу-гуми оба бойца плотно обхватывали друга, не хватаясь при этом за пластины доспехов. Такой захват помогал воину сохранять равновесие и позволял эффективно контролировать действия противника. Часто применялись разнообразные броски с падением, в которых боец стремился использовать вес собственного тела и тяжесть доспехов, чтобы опрокинуть противника на землю. После броска он стремился навалиться всей массой сверху, использовал удержание, чтобы обессилить врага, а затем прикончить ударом ножа.
В ёрои-кумиути широко применялись удары и уколы коротким мечом, ножом или специальным кинжалом, который обычно носили заткнутым за пояс на правом бедре. В бою воин левой рукой старался контролировать действия противника, а правой наносил удары ножом, метя в уязвимые, не прикрытые доспехами части тела противника.
Мастера ёрои-кумити стремились максимально эффективно использовать особенности конструкции японских доспехов. Например, при нападении на лежащего противника сзади рывком за козырек шлема вверх-назад можно было открыть его горло, чтобы перерезать ножом, или даже сломать шею.
С приходом в XIV в. на смену «турнирам» правильного боя организованных подразделений пехоты, с распространением более легких и удобных типов доспехов в ёрои-кумиути начала активно развиваться техника борьбы стоя. Появились первые школы. Самой древней из них считается Цуцуми Ходзан-рю, созданная во второй половине XIV в. мастером Цуцуми Ямасиро-но ками Ходзан.
Когусоку-дзюцу
В XVI в. на основе кумиути складывается новая разновидность японского искусства ближнего боя, которая называется «когусоку-дзюцу» - «искусство боя малым оружием», кратко - «когусоку».
Слово «когусоку» восходит к старинному буддийскому термину «гусоку» со значением «иметь вполне», «обладать в полном объеме». С конца XII в. воины стали называть так полный комплект доспехов, а также основные виды оружия. А несколько позднее появилось и слово «когусоку» - для обозначения неполного комплекта доспехов или облегченных доспехов, какие применяли рядовые воины, а также различные малые виды оружия: короткий меч, нож и т.д.
Основу когусоку составляли приемы боя малым оружием, направленные на убийство противника, а также приемы его захвата живьем и связывания. Хотя когусоку-дзюцу развилось из кумиути, его арсенал был гораздо богаче, потому что облегченные доспехи, применявшиеся японскими пехотинцами, меньше сковывали бойцов. Здесь и знакомые по дзюдо и айкидо броски через бедро, спину, плечо, оригинальные перевороты противника вниз головой с последующим опусканием черепом на мостовую, болевые приемы на локоть и колено, на шейные позвонки. В когусоку довольно широко применялись и удары, рассчитанные на поражение неприкрытых нагрудником частей тела - почек (круговой удар кулаком в обход туловища), паха (удар типа «апперкот» под «юбку» доспехов), колена (удар пяткой или ребром стопы) и т.д.
http://www.budocenter.ru/history.html
 
 

Вернуться в раздел....
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




ПОДПИСКА
Изменение параметров

Новости единоборств

13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО)

14.07.2010 Федор Емельяненко против Фабрицио Вердума. Победа Вердума приемом, который стал одновременно болевым и удушающим. (ФОТО-ВИДЕО)

25.01.2010 Статья о Федоре Емельяненко, опубликованная в февральском номере журнала Men's Health. Страницы журнала. (ФОТО)

22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО)

Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО)

09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО)

08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО)

05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО)

Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО)

30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге

Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО)

Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Утренняя тренировка Федора Емельяненко (продолжение) (ФОТО)

28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО)

21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО)

16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО)

05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО)