Ма Ши Тунбэй Уи (Большая система Ушу Тунбэй семьи Ма)
относится к
системам традиционного народного ушу, имеющим свою
историю,
традиции, методы психофизического тренинга и большой
арсенал
технических приемов и комплексов. Здесь собраны воедино
лучшие
"древние и современные цветы" китайского воинского
искусства.
Система Ма Ши Тунбэй Уи имеет богатую внешнюю форму и
глубокое
внутреннее содержание, причем и то, и другое зиждется на
прочном
теоретическом фундаменте классических школ ушу. Являясь
мощной
системой реального поединка, Ма Ши Тунбэй Уи позволяет
каждому,
кто серьезно и целенаправленно работает над собой, достичь
помимо
овладения практикой поединка глубокого проникновения в
сущность
боевого искусства, обрести блестящую спортивную форму и
отменное
здоровье, душевное равновесие и гармонию, "охватить
все и
прикоснуться к Единому". Основная содержательная часть
теории
"Тун Бэй" определяется терминами "приобретение и
овладение", или
"пробивание и овладение", а техническая часть
акцентирует
внимание на работе сил - "Тун Бэй Цзин" и
переводится как
"овладение пробивной силой".
Основатель системы Тунбэй Ма Фэнту.(1988-1973)
Система Тунбэй является фундаментальной
практически
выверенной комплексной системой боя в любых реальных
условиях.
Многообразие форм и методов тренинга, включающих
выполнение
сложных комплексов упражнений (таолу) и свободные
спарринги,
базируется на мощной теоретической основе, имеющей
вековые
традиции и, вместе с тем, постоянно обновляющейся.
Основатель Тунбэй как системы Ма Фэнту собрал воедино
лучшие
техники наиболее сильных стилей традиционного УШУ: бадзи,
пигуа,
фанцзы и чодзяо. Взяв за основу работу внутренних сил
(цзинли) в
этих стилях, он сумел обобщить и развить свою систему,
объединить
внешнюю форму и содержание, сделав таким образом
Тунбэй
универсальной системой боя и оздоровления.
Ма Фэнту.
Его второе имя Диан Цу, которое используется в знак
уважения. По
национальности он хуэйцу. (Так называются дунгане,
исповедовавшие
мусульманство). Место рождения провинция Хэбэй, уезд
Цаон,
деревня Ян ши Чио (сейчас это место зовут - деревня Мын,
Хуэй -
Цзуский автономный округ). С малых лет он тренировался
пигуацюань
и борьбе у отца и деда, он также учился бацзицюань у
дяди У Мо
Таона и учителя У Шикэ, который жил в деревне Мын. При
жизни Гуан
шиу, в 25 лет в период Цинской династии (в 1899 г.) он
избрал
Хуан Линбс своим учителем в провинции Хэбэй, уезде
Яншен, где
тренировал тунбэй да диацзы, 12 больших тоанцзы, пигуа,
цилун
цюань, главную школу люхэчен, положение меча в двух
руках,
систему шпаги Шиен Хуа (73 шпаги) и т.д.
Он систематически изучал теорию Тун Бэй, которую Ли
Юнбс, Си
Хуочжан и Хуан Линбс пропагандировали; в 1909 г. он
вступил в
Тяндинскую северную высшую специализированную
педагогическую
школу. В 1910 г. он получил назначение от ячейки Ен,
союзного
общества, вместе с Ли Юнбс и другими специалистами
синьицюань. С
ними он создал китайское общество У-Ши ("Общество
китайских
богатырей"). Ма Фэнту выдвинули заместителем
председателя и
генеральным инструктором.
После 1912 г.вместе с младшим братом Ма Инту, Хан
Хуйчином и
другими, которые бы-ли специалистами Вадицюань, он
поехал на
северо-восток Китая в г. Шэньян, где они познакомились с
тремя
старыми специалистами, которые жили в г. Фынтян. Это
были Хао
Миндию, Ху Фынсян и Ян Дюфын, они вместе с
шандунскими
специалистами Чжин Дунгэ и другими
считались
свободно-странствующими мастерами народного уи ("уи" -
старое
название народного ушу) на северо-востоке Китая
и были
сподвижниками. Ма Фэнту, Хао Миндию вступили в
братское
содружество и стали его лучшей командой. В то время он
учился у
Фен Цзы, Чжо Дис, у Хао Миндию и Ху Фынсана и других,
также
учился танланцюань, бачжо фанцзы и др., у Чжин Дунгэ
он взял
тонкости формы пигуа, бацзи, важнейшие формы люхэдачан,
комплексы
меча Тун Бэй и др.
В 1910 г. он вместе с младшим братом Ма Инту и своим
старшим
сыном Ма Кунда, примкнул к войскам Фын Юн Сяна, который
руководил
вооруженными группировками в провинции Хэнан. В 1924 г. Ма
Фэнту,
вместе с Чжан Чжидяном, создали общество изучения лучших
стилей
ушу, которое относилось к войску Фын Юн Сяна в г.
Чжандякао.
Тогда же он был назначен начальником общества изучения
методов
владения холодным оружием, которое относилось к группировке
Фына,
он руководил редакцией и был главным составителем по
тактическому
учебнику холодного оружия. В это же время, он с младшим
братом Ма
Инту, приступил к изданию пособия для военных
"фынмогунь"
(палка), т.к. подобное оружие, включая пики, копья и
палки,
широко использовалось в военных действиях в то время. Эти
приемы
под названием Пуо фын бадон по сути относились к системе
третьего
луфыйхуацюань из стиля пигуацюань.
В 1926 г. в составе войск гоминдан он приехал на
северо-запад
Китая, тогда он состоял на службе в политорганах. С 1935
г. по
1955 г. он открыл два центра китайского УШУ, в провинции
Гансу и
в провинции Чинхай и был там заместителем заведующего.
Когда
разразилась война против японских захватчиков, он был
отозван из
политорганов. Тогда он всецело посвятил себя изучению
УШУ и
китайской медицины. С 1945 года он служил в
северо-западном
педагогическом университете на физическом факультете,
где был
заместителем профессора. За сравнительно короткий срок он
создал
теорию направления тэйшуцюань, которое позднее вошло в
созданную
им систему Тунбэй как четвсртый лупигуацюань.
После освобождения он занимался медицинской практикой,
был все
созывы членом политсовета в Гансу, постоянные членом
совета
де-мократический партии провинции и председателем
общества
китайской медици-ны провинции. Ма Фэнту наследовал у Хуан
Линбс
пигуацюань и другие стили, в том числе бацзицюань, а
также
направления традиционного ушу люхэдацюань, фанцзы и
чодзяо,
которым научился в селе Мын и Луо. В созданную им систему,
помимо
этих стилей, Ма Фэнту включил наиболее важные и действенные
формы
традиционной длинной палки, пеньгань (короткой палки),
других
видов оружия, в том числе и традиционного (древнего)
оружия ушу.
Hадо отметить, что многочисленные ответвления цюаньшу в
разных
районах Китая таких известных боевых стилей, как пигуа,
фанцзы,
чодзяо и бацзи часто противопоставлялись друг другу, и
хотя они
имели общие корни, каждая школа претендовала на
истину в
последней инстанции. Конкуренция и вражда мешали
выявить
объективно сильнейшие стороны каждого из таких
направлений ушу.
Ма Фэнту сумел найти то общее, что объединяло эти стили
и, взяв
лучшие приемы и техники в каждом из них, создал общую
теорию боя
на длинной, средней и короткой дистанции с
использованием
"внутренних" сил (цзинли), которую назвал Тунбэй. Таким
образом,
Тунбэй, как единая система народного ушу, берет свое
начало от
учителей Ма Фэнту - Ли Юнбс, Сио Хуочжина и Хуана Линбс.
Большой
вклад внес в эту работу и младший брат Ма Фэнту - Ма Инту.
Ма Фэнту последние годы проживал на северо-западе Китая;
через
десятилетия благодаря его миссионерской деятельности,
созданная
им школа стала иметь много преданных учеников,
широко
распространилась на северо-западе Китая, а также во
многих
северных и западных провинциях. Его старший сын Ма
Кунда был
известным мастером ушу, владеющим секретами техники
холодного
оружия. В годы борьбы с японскими захватчиками он был
командиром
стрелкового взвода и геройски погиб в бою за независимость
своей
Родины. Все сыновья Ма Фэнту также стали выдающимися
мастерами
ушу; их называли "звездами Китая". Система Тунбэй
получила
название Ма Ши Тун Бэй Уи; под этим именем она известна
сейчас
далеко за пределами Китайской республики. Славная плеяда
старших
учеников школы семьи Ма - Вай Гуйлин, Ша Цзысиан, Ван
Тянмын, Бен
Гу, Лю Жин, Луо Вынчиюн и др. - немало сделала для развития
этого
замечательного наследия традиционного китайского
боевого
искусства.
Адаптируя систему традиционного ушу Тунбэй к
современным
условиям, ведущие китайские мастера и специалисты
Федерации
включают методы "внутренней" работы, тонкости других
направлений
народного ушу, а также новые подходы в области
психофизического
тренинга и саморегуляции в теорию и практику своей
работы. Это
делает возможным создать комплексную постоянно
развивающуюся
систему оздоровления и единоборства.
Секреты стиля
Техника Тунбэй.
Тунбэйцюань - это стиль цюаньшу, характеризующийся
применением
пяти базовых движений ладонями: шуай
("отбрасывать"), пай
("хлопать"), чуань ("проникать"), пи ("рубить"),
цзань
("поддерживать"), а также восьми следующих приемов:
цюань
("окружать"), лань ("отрывать"), цзюй
("удерживать"), цзе
("отбирать"), сяо ("срезать"), мо ("тереть"), ба
("выдергивать),
шань ("веер"), которые служат основой для
многочисленных
вариаций.
Стиль имеет следующие особенности: движения
кистями
выполняются в положении "ладонь", "точечные удары" -
кулаком, при
возвращении кисти в прежнее положение она вновь
раскрывается в
ладонь; движения сопровождаются акцентированным
"открытием" и
"закрытием"*, при выполнении движения рукой в
конечной фазе
выполняется движение в лучезапястном суставе; длинные
удары, сила
применяется неожиданно пружинисто и быстро, она сообщается
удару
движением корпуса в пояснице и мышцами спины, и как бы
проходит
сквозь плечо и предплечье.
Движения выполняются непрерывно, без пауз. Поскольку
в ходе
занятий мышцы груди и спины активно вовлечены в процесс
дыхания,
"скручивание" в пояснице сопровождается поворотом бедра,
плечи
свободно опущены, руками поочередно выполняются приемы шуай
и пи.
Таким образом, оказывается активное
положительное
воздействие на организм: повышается гибкость
позвоночника,
улучшается координация движений, растет физическая сила.
---------------------------------------------------------
* "Раскрытие" и "закрытие" - термины традиционной
китайской
науки, в отношении организма подразумевающие
функционирование
аккупунктурных точек, "энергетических резервуаров" -
даньтянь и
психосоматической структуры в целом. "Раскрытие"
подразумевает
выход энергетических субстанций, "закрытие" - их
поглощение и
гармоничное соединение. В данном случае имеется
в виду
координация движений и дыхания: "раскрытие"
ассоциируется с
выдохом и сведением рук, что , однако, не означает
буквально
точного соблюдения этого принципа.
Основные особенности техники стиля тунбэйцюань
Этот стиль называют также бицюань. Основы техники этого
стиля
базируются на следующих принципах:
1. "Пять ладоней, восемь способов":
"Пять ладоней":
"брошенная ладонь" (шуай чжан), "хлопающая ладонь" (па
чжан),
"проникающая ладонь" (чуань чжан), "рубящая ладонь" (пи
чжан),
"сжатая ладонь" (цзань чжан). Это пять основных приемов
ладонями.
Многие приемы в стиле тунбэйцюань являются производными
от этих
основных приемов. Приемам, входящим в число "пяти ладоней"
можно
дать следующие характеристики: "брошенная ладонь"
подобна
снаряду; "хлопающая ладонь" подобна молнии; "проникающая
ладонь"
подобна люсину; "рубящая ладонь" подобна раскату грома;
"сжатая
ладонь" подобна стреле, пущенной незаметно; во время
удара рука
должна быть сжата в кулак и только потом раскрываться в
ладонь.
"Восемь способов":
"способ круга" означает действия в тех границах, в
которых
позволяет действовать собственное тело; "способ охвата" -
что в
"охвате" есть "круг", а в "круге" есть "охват"; "способ
крюка" -
что рука убирается в согнутом положении, рука похожа на
крюк;
"способ упреждения" имеет своей целью воспрепятствовать
действиям
рук и ног противника; "способ срезания" означает, что
движения
выполняются снаружи - внутрь по косой линии вниз;
"способ
касания" означает, что надо вести руку противника, уводя ее
вверх
от лица; "способ отведения" означает, что надо уводить
бьющую
руку противника; "способ веера" означает, что
атаковать
противника надо сбоку. При выполнении этих приемов надо
следить
за тем, чтобы грудь была вобрана, спина округлена,
плечи
расслаблены, локти сведены, плечо подавалось в направлении
удара,
запястье расслаблено, пальцы свободны, лопатки
подвижны, как
молнии, нельзя использовать грубую физическую силу.
2. "Перемещения вперед и назад быстрые":
Перемещения в стиле тунбэйцюань должны быть
быстрыми. В
тунбэйцюань различаются движения "пустые" и "наполненные",
вверх
и вниз, вперед и назад. Перемещения должны быть ловкими.
Когда
нет движения, то в покое надо уподобиться горам,
если же
выполняется перемещение, то оно должно быть подобно
движению
катящейся жемчужины. Движение должно следовать за
"мыслью".
Движение вперед и назад напоминает
накатывающиеся и
откатывающиеся волны, уклоны и уходы от ударов
напоминают
движения пьяного, движения вверх и вниз напоминают
распрямление и
сжатие пружины.
3. "Вдох переходит в выдох":
В стиле тунбэйцюань главным является поясница, переходы из
одной
позиции в другую выполняются быстро. Hеобходимо, чтобы
поясница
принимала участие в движении, корпус должен разворачиваться
вслед
за движением , движение следует за поясницей. Движения
должны
быть ловкими, как у обезьяны и гибкими, как у змеи.
Hаклоны
вперед сменяются наклонами назад, вдох - выдохом,
все это
осуществляется быстро.
4. "Глаза орла, дух обезьяны":
В тунбэйцюань "глаза должны быть, как у орла, а дух -
как у
обезьяны". Hеобходима духовная наполненность, "взгляд
должен быть
быстрым и пронзительным", "как у голодного орла,
увидевшего
зайца", "как удар мороза в жаркий день".
5. "Широко раскрыть, плотно закрыть":
Движения в тунбэйцюань выполняются с большой амплитудой, во
время
движений суставы должны быть расслаблены, выпрямлять и
сгибать
конечности в суставах надо полностью, движения рук
должны быть
свободными, как взмахи крыльев могучего орла; в то же
время надо
следить за тем, чтобы после широких движений руки
максимально
сгибались и приближались к телу, подобно тому, как это
делает
"обезьяна, когда лезет в дупло".
6. "Движения следуют друг за другом без пауз":
Движения в тунбэйцюань следуют друг за другом без
пауз. От
исходного положения до заключительной позиции движения
сменяют
друг друга без остановки, выполняются быстро и
воспринимаются как
одно целостное движение.
7. "Безучастно, гибко, с хрустом, быстро":
При использовании силы в тунбэйцюань следует обратить
внимание на
следующее: " безучастно, гибко, с хрустом, быстро". Это
означает,
что надо быть "безучастным, подобным очищенной рыбе",
"гибким,
подобным пружине", "(рубящим) с хрустом, подобно тому, как
топор
рубит сухой хворост", "быстрым, как молния". Hо в то же
время
надо твердо помнить, что в гибкости должна быть
быстрота, в
быстроте - жесткость, жесткость и гибкость
должны быть
взаимосвязаны. Если нет гибкости, то нет и жесткости,
нет и
быстроты. В движениях нужно быть гибким, как
"ветка ивы,
раскачивающаяся на весеннем ветру", но в то же время
движения
должны быть жесткими, "как алмаз". В тунбэйцюань
силу надо
посылать из ног в поясницу, затем в спину, в руку, и
пальцы.
8. "Выпускать длинно, ударять далеко":
Особенностью техники защиты и нападения в тунбэйцюань
является
принцип "выпускать длинно, ударять далеко".
Hеобходимо
максимально выбрасывать вперед руку и наносить удар на
большом
расстоянии. Во время удара необходимо вобрать грудь,
округлить
спину, расслабить плечи, свести локти, подать руку
вперед,
расслабить запястье, расслабить пальцы, использовать
вращение
поясницы. За счет гибкости поясницы и спины надо
усиливать
движение рук. Когда руки двигаются вперед и назад, они
идут по
прямой линии. Hеобходимо наносить и короткие, и длинные
удары.
Если наносишь короткий удар, то он действительно
должен быть
коротким, если же наносишь длинный удар, то он
действительно
должен быть длинным.
9. "Восемнадцать "должно":
В тунбэйцюань существует принцип "восемнадцать "должно".
Стойки
должны быть устойчивыми; энергия-ци должна быть
опущена в
даньтянь; удары должны быть точными; движениях
должен
присутствовать дух; переход из одной позиции в другую
должен быть
быстрым; пальцы должны быть подобны шилу и согнуты, как
крючья;
Тыльная часть кисти должна быть, как сталь; запястье должно
быть,
как вата; локти должны быть округлены; руки должны
быть, как
хлысты; плечи должны быть, как ветряные мельницы; спина
должна
быть, как у улитки; грудь, как пещера; поясница, как у
змеи;
бедра сильные, как круп лошади; колени, как у замерзшей
курицы,
стопы, как бурав; руки, как выпущенные стрелы.
Система аттестации по Школе Тунбэй
Система поясов (уровней мастерства) следующая:
белый пояс (начинающий),
желтый пояс,
зеленый пояс,
голубой пояс,
красный пояс,
коричневый пояс
черный пояс.
Hормативы для сдачи на пояса включают теоретическую
часть,
общефизическую и специальную подготовку. Каждое
движение
выполняемых комплексов ученик должен осмыслить и
уметь
интерпретировать в боевом аспекте:
" ... нельзя не признавать на порядок, на десять порядков
большую
изощренность технических приемов традиционного ушу по
сравнению с
каноническими стилями каратэ и подобными ему системами,
которые,
собственно, и отпочковались от некоторых "жестких"
направлений
ушу (по одной из версий, правильный перевод термина
"каратэ" есть
"китайская рука").
Hаши ученики действительно получают серьезную
подготовку, и не
только в плане технического мастерства и прикладных
навыков и
приемов рукопашного боя. Занятия традиционным ушу также
развивают
целый ряд нужных физических и морально-волевых качеств,
оказывают
благотворное влияние на физиологические функции организма.
Если в гимнастике ушу форма превалирует над смыслом и
назначением
выполняемых упражнений, а спортивные регламентации
(типа,
"держать прямую спину") прямо приводят к негативным
последствиям
интенсивных тренировок на здоровье (факт, что многие
известные
мастера КHР по спортивному ушу уже в сравнительно
молодом
возрасте приобретают целый "букет" болезней,
сродни
профессионалам балета и обычной спортивной
гимнастики), то в
традиционном ушу все как раз диаметрально противоположно.
Старые
мастера-"традиционщики", известные в Китае, всегда
отличались
отменным здоровьем и в весьма и весьма преклонном
возрасте
демонстрировали чудеса техники своим ученикам."
(Методические
рекомендации Федерации Тунбэй. 2000 г.)
http://www.wushu.org/rus