|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
Путь воина и занятие боевыми искусствами как процессы изменения личности. Часть 1Как известно, случайных поступков
у человека не бывает. Любые мельчайшие действия являются
закономерным результатом работы существующих в голове деятеля
программ, программочек и программулек. Hапрямую сознанию
подвластен лишь достаточно узкий круг действий; этот факт,
собственно говоря являющийся феноменом для животного мира, считается
некоторыми учеными ключевым отличием человека от других животных
(впрочем, споры еще ведутся; другие ученые считают таким отличием
интеллект). Боевые искусства имеют ну очень
древнюю историю. Вкратце суть ее в том, что как только
человечество пришло к разделению труда в обществе, одной из первых,
несомненно, стала профессия воина. Уж не знаю, были ли в первобытном
обществе журналисты, но люди, сделавшие способом своего
существования установление силовой доминации над своего племени
над окрестными, не могли не выделиться. Однако возникновение
боевых искусств далеко не вытекает напрямую из появления
воинов, и далеко не все общества привели к возникновению культур
БИ. Причин тому несколько: занятие БИ повышает только
индивидуальные показатели воина; одним из побочных отрицательных (с точки
зрения эффективности массовых военных групп - армий) эффектов
занятия БИ является то, что мастер перестает подчиняться
импульсам бессознательного, в частности, сохраняет свою
индивидуальность в толпе (не становясь частью толпы как макроорганизма, и
не подчиняя свои действия ее интересам). Обобщая, можно сказать,
что эффективность армии, как массового вооруженного
формирования, обеспечивается не БИ; напротив, БИ - способ
индивидуального совершенствования, не более того. Прекрасной иллюстрацией к
этому является средневековый японский способ ведения битв:
две армии сходились на поле, перемешивались между собой, и -
разбивались на бессчетное число поединков! И победив врага,
самурай ждал, пока освободится следующий! Конечно, это описание
несколько утрировано, однако тенденция существовала. И, надо
сказать, в достаточной мере мешала реальным военным успехам
японцев. БИ, как культурный феномен,
получили развитие не во всех культурах, доживших до наших дней,
потому что были необязательны. Для выживания этнической или
социальной группы наличие адептов БИ было нерелевантно, в отличие от
наличия воинов как таковых. В чем же тогда отличие воина от
адепта БИ? В ответе на этот вопрос и
появляется повод обратиться к психологической составляющей БИ. Поведение воина, агрессивное
поведение, вполне естественно; оно свойственно и животным. Для его
выражения редко требуются большие волевые усилия; конечно, в некоторых
ситуациях воинам требовалось преодолеть естественный же страх,
однако не сомневаюсь, что в других ситуациях эти же "воинские"
импульсы приходится подавлять. В общем, поведение воина - это
следование естественным импульсам. Поэтому действия воина более
эффективны в группе; воин получает от группы поддержку, "социальную
легитимизацию" своих действий, что помогает ему преодолеть страх
перед врагом, как порицаемый группой; также наличие группы
заставляет его подавлять, сдерживать "воинские" импульсы в
случае, когда ясно, что их выражение получило бы негативную
реакцию от группы (например, в отношении старшего по званию или
социальному положению, хоть бы тот и был слабее физически).
Утрируя, можно сказать, что воином быть легко и приятно; воин - полезный член общества. БИ возникли, как частный вариант
развития воинской традиции. Hесомненно, сначала речь шла о
повышении эффективности действий воина, для чего на основе опыта -
сначала индивидуального, а затем и накопленного культурно, -
были выделены, а в процессе эволюции и сведены в систему
наиболее целесообразные приемы боя - как с прменением имевшегося в то
время оружия, так и без него. Этим приемам и обучали мальчиков ДО
того, как им приходилось вступать в реальный бой.
Hеэффективные системы приемов прекратили свое существование вместе со
своими носителями; впрочем, несомненно, подобное призошло и со
многими эффективными системами в тех случаях, когда общество,
где они развивались, уделяло недостаточно внимания другим
аспектам развития "вооруженных сил", а именно: навыкам группового
взаимодействия, разработке и внедрению новых видов оружия,
дипломатии, да и в конце концов, постоянному поддержанию формы. Эта стадия эволюции, так же как и
предыдущая, продолжает свое существование и в наше время в лице спортивных и
военно-прикладных систем. Однако о возникновении БИ мы можем говорить
только тогда, когда появилась задача не только приобретения телом
определенных навыков, но и изменения личности. Забегая вперед, скажу, что подговка
воина тоже требовала определенного направленного изменения личности, но
несколько другого характера, о чем подробнее - чуть ниже. |
Новости единоборств13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО) 22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО) Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО) 09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО) 08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО) 05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО) Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО) 30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО) Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО) 28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО) 21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО) 16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО) 05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО) |
|||||||||||||||||
|